Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Темой данной работы являются процедуры реорганизации и ликвидации субъектов хозяйственного права в Российской Федерации. Законодательство не содержит определения реорганизации, определяя только пять существующих форм реорганизации, которыми являются слияние, присоединение, разделение, обособление и трансформация. Например, при любой форме реорганизации ак-ционерного общества его права и обязанности переходят к правопреемникам. В этом заключается существенное отличие создания и прекращения данной орга-низационно-правовой формы юридических лиц при реорганизации от обычного учреждения или ликвидации акционерного общества. Реорганизация сочетает в себе такие элементы, как создание и прекращение юридического лица, и добав-ляет третье правопреемство. Несмотря на то, что большинство вопросов, свя-занных с деятельностью хозяйствующих субъектов, достаточно подробно ре-гламентировано законодательством Российской Федерации, процедура реорга-низации описана лишь в общих чертах, что не только создает определенные проблемы при реорганизации, но и открывает дополнительные возможности для недобросовестных действий.
Основными тенденциями в мировой экономике в настоящее время явля-ются слияния капиталов и консолидация бизнеса. Поскольку Россия перестала быть экономически изолированной, эти процессы не могут не сказаться на ней. Примеры слияний и поглощений все еще довольно редки, поскольку рыночная экономика России еще довольно молода. Но тенденции развития не оставляют сомнений в том, что в самом ближайшем будущем экономические условия за-ставят предприятия объединиться, чтобы не только добиться успеха, но и вы-жить в жесткой конкурентной борьбе. Такие слияния могут происходить, в част-ности, путем реорганизации в форме слияния или присоединения.
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов правового регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Задачи поставлены в работе:
- изучить концепцию и основные формы реорганизации юридических лиц, рассмотреть порядок ее осуществления;
- изучить обеспечение прав кредиторов при реорганизации юридического лица;
- рассмотреть понятие, виды ликвидации юридических лиц, изучить поря-док ее осуществления;
- изучить порядок обеспечения прав кредиторов юридического лица при его ликвидации.
Объектом исследования является комплекс отношений, возникающих между юридическими лицами в процессе реорганизации или ликвидации и их кредиторами.
Предметом исследования стали нормы гражданского законодательства, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральных за-конах "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответствен-ностью", "О производственных кооперативах", "О государственных муници-пальных и унитарных предприятиях" и других федеральных законах, регулиру-ющих реорганизацию и ликвидацию юридических лиц.
1. Реорганизация акционерного общества
Реорганизация - это особый процесс, в ходе которого происходит прекра-щение и (или) создание юридического лица (юридических лиц), сопровождаю-щийся передачей прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства другой организации (иным организациям).
Реорганизация может быть добровольной или обязательной. Доброволь-ная реорганизация осуществляется по инициативе общества на основании реше-ния общего собрания акционеров, принятого по предложению Совета директо-ров (Наблюдательного совета).
Принудительная реорганизация осуществляется в случаях, установленных федеральным законом (см., например, пункт 2 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции") по решению уполномоченных государственных орга-нов или по решению суда.
Современное гражданское законодательство устанавливает пять форм ре-организации: слияние, присоединение, разделение, обособление и преобразова-ние (пункты 1 статей 57 и 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 15 Закона об АО). Слияние, разделение и трансформация опреде-ляют как возникновение новых организаций, так и прекращение деятельности реорганизованных; при присоединении происходит только прекращение дея-тельности реорганизованной компании, а при отделении - создание нового юри-дического лица. Новым в отечественном законодательстве являются положения о разделении или обособлении компании, которые осуществляются одновремен-но со слиянием или присоединением (статья 19.1 Закона об акционерных обще-ствах).
Порядок добровольной реорганизации акционерных обществ определен, прежде всего, в Гражданском кодексе Российской Федерации (статьи 57-60, 104) и в Законе об акционерных обществах (статьи 15-20).
Основанием для начала реорганизационных процессов является принятие общим собранием акционеров реорганизуемого общества решения по вопросу реорганизации.
В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганиза-ции акционерное общество обязано письменно сообщить органу, осуществляю-щему государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры ре-организации с указанием ее формы и с приложением решения о реорганизации (если участвуют несколько организаций при реорганизации уведомление направляется юридическим лицом, которое последним приняло решение о реор-ганизации, или конкретным решением). Регистрирующий орган, в свою очередь, в течение не более трех рабочих дней вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (пункт 1 статьи 60 Гражданско-го кодекса Российской Федерации, пункт 1 Статья 13.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей").
Принятие решения о реорганизации само по себе не влечет за собой огра-ничения или прекращения правоспособности реорганизуемого общества; она утрачивается только после внесения записи о прекращении юридического лица. В то же время соглашением о слиянии (присоединении) или решением о реорга-низации в иных формах может быть предусмотрен особый порядок совершения реорганизуемым обществом определенных сделок и (или) видов сделок или за-прет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации до ее за-вершения. Благодаря этому сохраняется имущественная база, которую плани-руют "получить" участники созданных в ходе реорганизации юридических лиц. Нарушение требования о специальной процедуре или запрете приводит к недей-ствительности (оспариванию) совершенной сделки. В то же время в качестве истцов по искам о признании сделки недействительной и применении послед-ствий ее недействительности могут выступать:
а) реорганизуемое общество и (или) реорганизуемые компании;
б) акционеры реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, которые являются таковыми на момент совершения сделки (пункт 7 статьи 15 Закона об акционерных обществах).
Компания считается реорганизованной с момента государственной реги-страции вновь образованных юридических лиц. Только когда компания реорга-низуется в форме присоединения к ней другой компании, первая из них считает-ся реорганизованной с момента внесения записи в Единый государственный ре-естр о прекращении деятельности дочерней компании. Государственная реги-страция вновь образованных обществ и внесение записи о прекращении деятель-ности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами (пункты 4, 5 ст. 15 Закона об акционерных обществах), основным из которых является Федеральный закон "О государственной реги-страции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно ста-тье 14 данного нормативного акта, при государственной регистрации юридиче-ского лица, созданного путем реорганизации в любой форме, за исключением присоединения, регистрирующему органу (Федеральной налоговой службе Рос-сии) представляется: а) заявление установленной формы о государственной ре-гистрации каждого вновь возникающего юридического юридическое лицо; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица; в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии (в отноше-нии реорганизации в форме слияния); д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины. В случае реорганиза-ции в форме присоединения представляются следующие документы:: а) заявле-ние установленной формы для внесения записи о прекращении деятельности аф-филированного юридического лица; б) решение о реорганизации; в) соглашение о присоединении; г) передаточный акт (пункт 3 статьи 17). Регистрационные действия осуществляются регистрирующими органами по месту нахождения ре-организуемых юридических лиц; при присоединении документы представляются в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение (пункт 1 статьи 15, пункт 3 статьи 17). Крайний срок для государственной регистрации новых компаний (внесения записи о пре-кращении деятельности дочерней компании) составляет не более пяти рабочих дней с даты представления необходимых документов (пункт 1 статьи 8, пункт 4 статьи 15, пункт 3 статьи 18).
Решение о реорганизации, рассчитанное на будущее, может не быть ис-полнено (или исполнено лишь частично) в течение достаточного промежутка времени. В связи с этим, чтобы устранить неопределенность в правовом статусе компании, решение по вопросу реорганизации может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению. Срок истекает:
_ с момента государственной регистрации одного из обществ, созданных путем реорганизации общества в форме выделения - для принятия решения об-щим собранием акционеров о реорганизации в форме выделения;
_ с момента государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации общества - для принятия решения общим собранием акци-онеров о реорганизации общества в форме слияния, выделения или преобразо-вания;
_ с момента внесения записи в Единый государственный реестр о прекра-щении деятельности присоединяемого общества – для принятия решения общим собранием о реорганизации в форме присоединения.
Что касается распределения, решением общего собрания также может быть предусмотрен период, по истечении которого индивидуальный корпора-тивный акт не подлежит исполнению в отношении создаваемой компании или создаваемых компаний, государственная регистрация которых не была проведе-на в течение этого периода. Тогда реорганизация общества считается завершен-ной с момента государственной регистрации в течение срока, установленного собранием последнего общества из обществ, созданных путем реорганизации (пункт 8 статьи 49 Закона об АО).
Реорганизация акционерного общества сопровождается правопреемством - передачей прав и обязанностей реорганизованного юридического лица другим организациям. Общепринято проводить различие между универсальным (пол-ным) и единичным (частичным) правопреемством в зависимости от того, о пере-ходе какого набора прав и обязанностей – всех или некоторых – идет речь. Ис-пользуя этот критерий, можно утверждать, что при слиянии, присоединении, разделении и трансформации происходит универсальная преемственность, а при разделении - сингулярная преемственность.
Основными документами о правопреемстве являются передаточный акт (в случае слияния, присоединения и преобразования) и разделительный баланс (в случае разделения и выделения), составленный на основе инвентаризации иму-щества и обязательств организации. Именно в соответствии с этими документа-ми передаются все (а в случае выделения - часть) права и обязанности реоргани-зуемой компании (статья 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 16, пункт 5 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 4 статьи 19, пункт 4 статьи 20 Закона об АО).
Акционеры реорганизуемой компании становятся участниками юридиче-ских лиц, созданных в результате реорганизации; вступление третьих лиц в рам-ках реорганизационных процедур не допускается. Особым случаем является ре-организация в форме выделения, когда реорганизуемое общество само может выступать акционером всего общества (статья 19 Закона об акционерных обще-ствах).
Правило, согласно которому формирование имущества этих обществ осуществляется исключительно за счет имущества реорганизуемых обществ, тесно связано с рассмотренным пунктом о круге участников обществ, созданных в ходе реорганизации (п. 3 ст. 15 Закона об акционерных обществах).. Поэтому, в частности, не допускаются дополнительные взносы и другие выплаты за цен-ные бумаги, размещенные при реорганизации, а также связанные с таким разме-щением (одним исключением является случай платного приобретения акций при преобразовании в акционерное общество работников (народное предприятие) (п. 8.3.6 Эмиссии стандарты)).
При реорганизации акционерного общества (за исключением преобразова-ния) акции всегда размещаются, а другие эмиссионные ценные бумаги могут быть размещены в соответствии с правилами, предусмотренными Законом об акционерных обществах, Законом о РЦБ и Стандартами эмиссии. Стоит напом-нить, что процедура эмиссии при реорганизации юридических лиц (за исключе-нием реорганизации в форме присоединения) достаточно специфична: во-первых, размещение эмиссионных ценных бумаг, как исключение из общего правила, осуществляется до государственной регистрации их выпуска и, во-вторых, государственная регистрация отчета о результатах выпуска осуществля-ется одновременно с государственной регистрацией выпуска.
В случае слияния, поглощения и разделения конвертация является един-ственным способом размещения ценных бумаг; в случае разделения наряду с конвертацией могут быть использованы дополнительные методы (распределение акций между акционерами и приобретение акций реорганизуемой компанией).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосова-нием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237 (с учетом изменений, внесенных законами Федерального округа РФ в Конституцию Российской Феде-рации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ // "Российская газета", N 7, 21.01.2009)
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14.06.2002) (с изменениями. Федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст. 3012
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. № 194-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, статья 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., № 5, статья 410.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 но-ября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 389-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федера-ции, 2002, № 46, статья 4532.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05 апреля 2010 г. № 41-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, статья 3340.
7. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (с изменениями. Федераль-ный закон от 02.07.2010 № 152-ФЗ) "О государственных и муниципальных уни-тарных предприятиях" (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11.10.2002) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.12.2002, N 48, статья 4746
8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (с изменениями. Федераль-ный закон от 23.12.2010 № 327-ФЗ) "О государственной регистрации юридиче-ских лиц и индивидуальных предпринимателей" (принят Государственной Ду-мой Федерального Собрания Российской Федерации 13.07.2001) // Собрание за-конодательства Российской Федерации, 13.08.2001, N 33 (часть I), статья 3431
9. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с изменениями от 28.12.2010) "О несостоятельности (банкротстве)" (принят Государственной Ду-мой Федерального Собрания Российской Федерации 27.09.2002) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2011) // "Собрание законодатель-ства Российской Федерации", 28.10.2002, № 43, статья 4190
10. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03 ноября 2010 г. № 292-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1 января 1996 г. № 1. Статья 1.
11. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изменениями от 22.07.2010) "О некоммерческих организациях" (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 08.12.1995) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.10.2010)// "Собрание законодательства Российской Федерации", 15.01.1996, № 3, статья 145
12. Приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. № САЕ-3-09/16@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – № 1. – с. 29
13. Тумаков А.В. Актуальные проблемы современных акционерных об-ществ Российской Федерации// Бюллетень экономической безопасности. 2016. № 2. с. 229-233.